Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
11.12.2017, 04:59
Содружество
Главная Методика и опыт Регистрация Вход
Меню сайта

Облако тегов
Магнитогорск каталоги Коллекции музыка фонтан город ИОСО Л.Андреев образовательные ресурсы И.А.Бунин исследование образование модульная технология Булгаков Мастер и Маргарита 5 класс Кабинет информация проекты Веб-квест интерактивный ресурс тренажер интерактивный плакат О доблестях о подвигах о славе... Серебряный век классика проект символика символика произведения проектная технология Классный наш класс мифология воспитание модель воспитательной системы воспитательная система классное самоуправление С.Есенин А.Блок Романсы Стихи тесты по литературе В.Маяковский деепричастие мороженое Классный час ЛИТЕРАТУРА литературная гостиная картины интерактивная игра М.Цветаева Шопен бетховен Гендель цветаева Реквием Моцарт морфология 11 класс Ахматова подготовка к ЕГЭ лекция мультимедиа мультимедийный ресурс Историческая лирическая народная М.Ю.Лермонтов видео по стихам контрольный тест Дополнение обстоятельство Определение виртуальная экскурсия Бунин Безличные назывные неопределенно-личные определенно-личные дополнения обстоятельства обобщающие слова однородные определения 8 класс гоголь А.А.Фет А.С.Пушкин анализ текста обучающее видео Древняя Русь житие летопись княз Игорь СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ князь Игорь древнерусская литература Боян военная литература война в литературе

Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Для учителя » Уроки русского языка

Программа эксперимента по русскому языку в 7 классе
                                                     Проект
                                  педагогического эксперимента
«Применение технологии ИОСО на уроках русского языка в 7- а классе».
учителя МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса» города Магнитогорска  Логиновой Т.В.


1. Актуальность проблемы:

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)
Однако данный социальный заказ вступает в противоречие с условиями традиционной школы, «связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне» (А.А.Ярулов. Индивидуальный подход в обучении. http://ioso.cross-edu.ru/edu.cfm ).
Разрешить данное противоречие может только дифференцированный подход к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне. 
Технология индивидуально-ориентированной системы была разработана А. А. Яруловым, кандидатом психологических наук, доцентом Красноярского государственного педагогического университета, научным руководителем лаборатории ИПК РО и краевого инновационного учебного комплекса.
Описание технологии ИОСО:
1.Технология ИОСО направлена на развитие индивидуальности, природных задатков, ориентирует учителя на индивидуальную работу с ребёнком, ориентирует на интеграцию с другими технологиями. В результате применения данной технологии развиваются следующие качества личности:
- способность принимать решения;
- способность к обучению, к поиску новых знаний;
- самостоятельность и инициативность;
- готовность к изменениям, гибкость, умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации;
- умение работать с информацией;
- коммуникативные способности;
- упорство, целеустремлённость, умение отстоять свою точку зрения.
2. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо соблюсти следующие принципы:
- принцип самостоятельности (дети самостоятельно выбирают уровень, планируют свою деятельность);
- принцип свободы (свободный выбор уровня, темпа);
- принцип систематичности и последовательности.
Образовательный процесс организовывается особым образом. Выделяются два типа уроков:
- лекционный, на котором происходит понимание, осознание материала, частичное его воспроизведение и применение полученных знаний;
- лабораторный, на котором в процессе самостоятельной работы учащиеся усваивают и применяют полученные знания.
3. Учителю для работы необходимо иметь КТП, а также разработать ИОПы, которые должны быть у каждого ученика. Также учитель разрабатывает дидактику: карточки для работы в группах, по методикам ВПЗ, ВПТ, ВОЗ, индивидуальные разноуровневые карточки. Ученик становится субъектом учебной деятельности:
- имеет ясные представления о целях учебной деятельности;
- осознаёт мотивы учебной деятельности;
- планирует свою учебную деятельность;
- оценивает её последствия;
- при возникновении трудностей концентрирует свои силы;
- самостоятельно делает выбор и несёт за него ответственность.
Кроме того, изменяется роль учителя на уроке: учитель организует учебную деятельность на уроке и управляет ею. 

4. Существуют различные диагностики, разработанные А. Яруловым, которые позволяют отследить овладение учащимися умениями и навыками, надпредметными компетенциями. Проводя такую диагностику два раза в год, занося её результаты в сводную таблицу по классу, видно, какие происходят изменения. Если сравнение результатов покажет, что показатели изменились в лучшую сторону, можно сделать вывод, что мы достигли успеха. Если результат не достигнут, провести рефлексию, выявить свои образовательные дефициты и наметить пути их ликвидации (изучение методической литературы, посещение уроков коллег и т.п.).

Признаки предметной технологии:

1. Диагностическое целеполагание и результативность Работая по данной технологии, учитель проводит диагностику один раз в четверть или полугодие, оформляет документально её результаты и на их основе ставит цель, фиксирует её в КТП, работает над достижением этой цели. Проведя заключительную диагностику в конце учебного года, оформив и сравнив результаты диагностик, учитель видит результаты своей деятельности.
2. Экономичность Так как каждый ребёнок движется в своём темпе, то дети, которые выполняют задания по ИОПам быстрее, изучают материал с опережением, а затем получают право на досрочные каникулы. Также если система работы хорошо налажена в классе, то учитель на уроке выполняет роль управленца. На лабораторном уроке он управляет работой групп, на комбинированном уроке дети работают самостоятельно почти в течение всего урока.
3. Воспроизводимость Существует два основных типа уроков по технологии ИОСО, все этапы которых чётко прописаны и должны строго выдерживаться.
Лекционный урок содержит следующие этапы:
1 этап. Психологический настрой, мотивация учеников на учебную деятельность.
2 этап. Мини-лекция учителя (не более 15 минут).
3 этап. Рефлексия лекции.
4 этап. Групповая работа.
5 этап. Работа по ИОПам.
6 этап. Подведение итогов.
Лабораторный урок состоит из следующих этапов:
1 этап. Психологический настрой.
2 этап. Групповой контроль за выполнением домашней работы.
3 этап. Групповое повторение изученного материала.
4 этап. Работа по ИОПам.
5 этап. Подведение итогов.
Все эти типы уроков и их этапы чётко прописаны А.А. Яруловым и могут воспроизводиться другими учителями.
4. Корректируемость А.А. Яруловым разработана система диагностических тестов, позволяющих выявить уровень сформированности у учащихся надпредметных компетенций, знаний, умений и навыков. После обработки их результатов учитель получает рекомендации по каждому ученику и намечает пути их коррекции. Отслеживая результаты диагностики по каждому ученику и классу в целом, учитель имеет возможность видеть динамику изменений состояния знаний, умений и навыков.


2. Объект эксперимента:
Образовательный процесс по русскому языку в 7-а классе.

3. Предмет эксперимента: технология ИОСО, направленная на индивидуализацию обучения.

4. Педагогическая цель: 
1) Обеспечение положительной динамики качества обученности, повышение качественной успеваемости до 90%.
2) Создание благоприятных условий для формирования самостоятельной образовательной деятельности обучающихся; развитие творческих способностей.

5. Цель эксперимента: апробация технологии ИОСО в курсе изучения русского языка в 7 классе.

6. Гипотеза: если включить обучающихся в совместную с педагогом разработку и реализацию индивидуально-ориентированных образовательных планов на уроках русского языка, то это обеспечит положительную динамику качества обученности по предмету, позволит развить навыки самостоятельной образовательной деятельности и творческие способности обучающихся.

7. Критерии оценки ожидаемых результатов: 
• активная самостоятельная мыслительная деятельность в процессе обучения;
• обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других, состояние сотрудничества;
• коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию; 
• доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга;
• степень удовлетворенности обучающимся своей деятельностью в формируемой ИОСО образовательной среде;
• формирование адекватной позитивной Я- концепции; 
• обеспечение рефлексии и самоконтроля обучающихся в процессе обучения.

8. Диагностический инструментарий: 
• разноуровневые тесты; 
• контрольные диктанты; 
• разноуровневые контрольные работы;
• КОДы эффективности преподавания предмета (по А.Ярулову)

9. Сроки эксперимента: 2009 – 2010 учебный год.

10. Этапы эксперимента:
1. Подготовительный (май – июнь 2009 г.)
 анализ общей и качественной успеваемости обучающихся за 2 года (5 – 6 классы);
 выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью эксперимента;
 поиск путей решения выделенной проблемы;
 изучение методических материалов по технологии ИОСО.
2. Прогностический (август 2009 г.)
 постановка целей и задач, формулирование гипотезы;
 прогнозирование ожидаемых результатов;
 разработка программы эксперимента.
3. Практический (сентябрь 2009 – май 2010 г.)
 апробация технологии ИОСО на уроках русского языка в 7 классе;
 организация психологического сопровождения учебного процесса в экспериментальном режиме.
4. Аналитический (июнь 2010 г.)
 анализ полученных результатов, соотнесение их с поставленными целями;
 оформление и описание хода и результатов эксперимента.

11. Состав участников эксперимента: учащиеся 7-а класса МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса» города Магнитогорска, учитель русского языка и литературы Логинова Т.В., психолог школы Антипина А.Е., родители учащихся.

Список используемой литературы:

1. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? http://www.eidos.ru/journal/1998/0425.htm  
2. Евтушевская С.В. Методические рекомендации на самоопределение педагога на исследовательскую деятельность. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=41772&lib_no=111167&tmpl=lib&page=1 

3. Бархатова Е.В. Все о педагогическом эксперименте. http://10.onwork.ru/content/view/274/84/ Школа сибирской тайги.

4. Ярулов А.А. Индивидуальный подход в обучении. http://ioso.cross-edu.ru/edu.cfm 

5. Ярулов А.А. Через самостоятельность и самоконтроль. Опыт внедрения индивидуально-оринтированной системы обучения. «Директор школы», 1997, № 1 
http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/174902.html 

6. Ярулов А.А. Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе. «Завуч», 2000 г., № 3







Категория: Уроки русского языка | Добавил: ukazzka (25.09.2009)
Просмотров: 5531 | Комментарии: 1 | Теги: эксперимент, ИОСО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Какая Вы молодец, Татьяна Владимировна! У Вас многому можно научиться. Если не возражаетет, сообщите о ходе Вашего эксперимента. С уважением, К.Милых

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время на сайте

Форма входа

О погоде

Поиск

Учительский портал
3500 разработок для учителя

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
  • Сайт "Мир символа"
  • Сайт "Про школу"
  • Сайт "Буквица"

  • Всё для школьника
    KNOWED.RU - Все для Школьника и Студента!

    Uroki.net

    Друг и помощник
    Сеть творческих учителей

    Вкладки

    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz