Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
11.12.2017, 04:57
Содружество
Главная Методика и опыт Регистрация Вход
Меню сайта

Облако тегов
Магнитогорск каталоги Коллекции музыка фонтан город ИОСО Л.Андреев образовательные ресурсы И.А.Бунин исследование образование модульная технология Булгаков Мастер и Маргарита 5 класс Кабинет информация проекты Веб-квест интерактивный ресурс тренажер интерактивный плакат О доблестях о подвигах о славе... Серебряный век классика проект символика символика произведения проектная технология Классный наш класс мифология воспитание модель воспитательной системы воспитательная система классное самоуправление С.Есенин А.Блок Романсы Стихи тесты по литературе В.Маяковский деепричастие мороженое Классный час ЛИТЕРАТУРА литературная гостиная картины интерактивная игра М.Цветаева Шопен бетховен Гендель цветаева Реквием Моцарт морфология 11 класс Ахматова подготовка к ЕГЭ лекция мультимедиа мультимедийный ресурс Историческая лирическая народная М.Ю.Лермонтов видео по стихам контрольный тест Дополнение обстоятельство Определение виртуальная экскурсия Бунин Безличные назывные неопределенно-личные определенно-личные дополнения обстоятельства обобщающие слова однородные определения 8 класс гоголь А.А.Фет А.С.Пушкин анализ текста обучающее видео Древняя Русь житие летопись княз Игорь СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ князь Игорь древнерусская литература Боян военная литература война в литературе

Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Для учителя » Уроки литературы

«Где же Человек, скажите мне?» (Интерпретация повести Л.Н.Андреева «Иуда Искариот»)

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса»  города Магнитогорска

Учитель: Логинова Татьяна Владимировна

Класс: 11

Тема учебного занятия: «Где же Человек, скажите мне?» (Интерпретация повести  Л.Н.Андреева «Иуда Искариот»)

Продолжительность учебного занятия: 90 мин.

Тип учебного занятия: исследовательская групповая работа.

 

В условиях становления новой образовательной системы задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их творческие способности, индивидуальность. Как известно, наиболее распространенными формами учебной деятельности на уроке являются индивидуальная, предполагающая выполнение задания одним учеником,  и фронтальная, предусматривающая работу всего класса. Реальным поэтому является наличие детей, не принимающих активного участие в работе в силу различных психофизических причин (не успевает за работой класса, не умеет или не может выступать перед аудиторией и.п.). Для решения данной проблемы требуется использование других, более радикальных, методов и форм работы. К такому перспективному направлению относятся групповые технологии обучения, при которых обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что, в свою очередь, влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению.

Собственно групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференцирования) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

Групповые технологии, как коллективная деятельность, предполагают:

-       взаимообогащение обучающихся в группе;

-       организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

-       распределение начальных действий и операций;

-       коммуникацию;

-       обмен способами действия;

-       установление взаимопонимания;

-       рефлексию.

Групповые технологии могут использоваться при решении многих дидактических задач.

 

Цели урока:

  1. Проследить по тексту рассказа, как решает писатель «вечные» проблемы верности и предательства, добра и зла, любви и ненависти, как преломляются в произведении Л.Н.Андреева; показать возможность рассмотрения произведения под разным углом зрения, в зависимости от поставленной задачи.
  2. Совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения; развивать умение работать в группе, проводить исследовательскую работу.
  3. Воспитывать осознанное, вдумчивое отношение к жизни, активную жизненную позицию.

 

Оборудование к уроку: тексты рассказа Л.Н.Андреева «Иуда Искариот», философские словари, Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. «Религии мира», М.: «Аванта+», 1997.


Обучающиеся распределяются по группам до начала урока..

 

Предварительные домашние задания для групп:

1. Определение понятия «экзистенциализм».

2. История создания рассказа «Иуда Искариот».

3. Предательство Иуды в ортодоксальной религии.

4. Иуда в первохристианских церковных преданиях.

 

Ход урока.

I. Организация начала урока.

 

II. Вступительное слово учителя.

 

Л.Н.Андреев не только талантливый писатель («Талантлив как дьявол», - писал о нем М.Горький), оригинальный художник в поколении русских реалистов 90-х г.г., но и необычное явление в русской литературе. Начал он свой творческий путь как продолжатель реалистических традиций русской классической литературы, но постепенно и неуклонно стал проявлять интерес к модернистским течениям, стремясь с помощью синтеза средств и форм художественного выражения расширить границы реализма. В результате многими исследователями назван одним из первых европейских экзистенциалистов, «самым европейским» писателем не только XX века, но и русской литературы вообще.

 

Объявляет тему и цели урока.

 

III. Словарная работа:

      Ортодоксальный – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения; последовательный.

 

IV. Выступление группы «литературоведов»: история создания рассказа «Иуда Искариот».

 

(Предполагаемый ответ)

Повесть «Иуда Искариот создавалась Л.Андреевым в 1907 году на Капри, в период, когда первая русская революция потерпела поражение и многие русские интеллигенты, потрясенные увиденным, переживали сложнейший духовный кризис, когда для многих их них наступила пора отступничества. Показательно, что в те годы эта тема также занимала и М.Горького (замысел очерка «Шпион»). В повести «Иуда Искариот» нашли свое отражение и философские, и общественно-политические взгляды Л.Н.Андреева.

Первоначально, в первой публикации в «Сборнике товарищества «Знание» за 1907 год, повесть называлась «Иуда Искариот и другие».

Острие Андреевского замысла было направлено на то, чтобы вывести смысл темы отступничества, предательства за пределы определенной социально-политической ситуации данного времени, извлечь из этой темы нечто всеобщее, вечное содержание. Писателя тревожил разрыв между высоким идеалами и реальными человеческими поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию «последнего» выбора.

В основе повести лежит всем хорошо известная евангельская история о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа. Однако в художественном произведении Л.Андреева эта история получила нетрадиционную трактовку. Сам Л.Н.Андреев назвал «Иуду Искариота» - «нечто по психологии, этике и практике предательства». М.Волошин в сборнике «Лики творчества» отметил, что Л.Андреев создал как бы «Евангелие наизнанку».

 

 

Возникновение проблемной ситуации, выдвижение и доказательство гипотез.

Учащиеся работают в группах, используя  тексты повести, словари, энциклопедии.

 

V. Ответы учащихся.

 

I группа: Изображение Христа и его апостолов в ортодоксальной религии и рассказе Л.Н.Андреева.

 (Предполагаемый ответ)

Ортодоксальная религия представляет Христа как идеального человека с активной жизненной позицией, человека, который пришел в мир, чтобы своей кровью, своими страданиями заплатить за грехи всего человечества. На протяжении своей короткой земной жизни Иисус совершил множество добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, давал пищу голодным и т.д.

Каким же предстает перед нами Иисус на страницах Андреевской повести?

По утверждению М.Волошина, «Христа Л.Андреев изображает красивым и очень сентиментальным. Он корректен и бесцветен, нарисован плоскими и условными красками по канону передвижников, как необходимая декорация евангельской картины. Но Его лица, Его веянья нет. На месте Христа среди апостолов стоит безразлично добрый человек».

Но это мнение собрата по перу. Насколько он прав в своем утверждении?

Мы  попробовали взглянуть на Иисуса с другой точки зрения. По утверждению древнего предания, Иисус Христос никогда не смеялся. Поэтому  при чтении рассказа мы обратили внимание на следующие строки: «С жадным вниманием, по-детски полуоткрыв рот, заранее смеясь глазами, слушал Иисус его (апостола Петра) порывистую, звонкую, веселую речь и иногда так хохотал над его шутками, что на несколько минут приходилось останавливать рассказ».

Сам Л.Н.Андреев писал: «Я знаю, что БОГ и Дьявол только символы, но мне кажется, что вся жизнь людей, весь ее смысл в том, чтобы бесконечно, беспредельно расширять эти символы, питая их кровью и плотью мира». Именно таким – «напитанным кровью и плотью мира», живым человеком - предстает перед нами андреевский Иисус. И проявляется это, в частности, в его смехе.

Л.Андреев употребляет разговорное слово «хохотал», никогда у других авторов не приводящееся в связи с Христом. По традиции, жизнерадостный смех расценивается как освобождающее начало – смеется внутренне свободный, раскованный человек. Поэтому Л.Андреев видит в Иисусе прежде всего ипостась человеческую, еще и еще раз подчеркивая и тем самым как бы освобождая пространство для утверждения человеческого, активного, деятельного начала Христа.

                                        

Уже упоминалось о том, что первоначально повесть называлась «Иуда Искариот» называлась «Иуда искариот и другие». Видимо, под «другими» подразумевались ученики Христа – апостолы. Ортодоксальная религия раскрывает нам образы апостолов как мужественных, преданных своему Учителю и вере людей, несших свет христианства после смерти Учителя людям и погибших мученической смертью, отстаивая христианскую веру.

 

Какими же предстают ученики Христа на страницах повести?

Л.Андреев рисует их со злой иронией. Например, Петр (в переводе с греческого его имя означает «камень»), огромный, сильный и ограниченный. Это он и Иоанн спорят о том, кто из них будет находиться в Царствии Небесном рядом с Христом. Это Петр выпивает почти все вино, купленное для Иисуса, «с равнодушием человека, придающего значение только количеству». Это Петр, как и было предсказано Иисусом, трижды отрекается от Учителя, взятого под стражу.

С той же злой иронией изображен и любимый ученик Христа – Иоанн. У Андреева он изнеженный и высокомерный, не желающий никому уступать место рядом с Иисусом.

Вечно сомневающийся во всем Фома изображен ограниченным и не способным понимать иронию.

Ученики засыпают во время моления Иисуса в Гефсиманском саду, когда он просит их бодрствовать, быть с ним в час испытания. И наконец, они не защитили Христа от римских стражников во время его ареста.

 

II группа: Причины предательства Иуды с точки зрения философии экзистенциализма.

 

(Предполагаемый ответ)

 

Экзистенциализм – (от лат. «еxistentia» - «существование») разновидность философской мысли, философское течение, утверждает, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало. Каждый человек имеет экзистенцию, которая представляет собой то ядро человеческого «я», благодаря которому человек предстает как конкретная неповторимая личность. В обыденной жизни человек  не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно экзистенциализму, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым  свободный человек несет ответственность за все, совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».  «Чувство вины за все, совершающееся вокруг него – это чувство свободного человека « (Н.Бердяев).

Будучи экзистенциалистом, Л.Н.Андреев как философ-экзистенциалист стремится проникнуть в суть человеческого «я», а как писатель пытается в своих произведениях отразить это видение сути человеческого бытия. Вот откуда у него такое пристальное внимание к проблемам жизни, такое сострадание к человеку и глубокое страдание о нем. Эпиграфом ко многим произведениям, да и, пожалуй, ко всему творчеству Л.Андреева можно было бы поставить его же слова из романа «Дневник Сатаны»: «Я еще не люблю тебя человече, но в эти ночи я не раз готов был заплакать, думая о твоих страданиях, о твоем измученном теле, о твоей душе, отданной на вечное распятие».

 

С позиций экзистенциалиста и рисует Л.Андреев своего главного героя. В начале повети дается негативная характеристика Иуды, утверждается в частности, что «детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда – дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды», «Сам же он много лет бессмысленно шатается в народе, … и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то  своим воровским глазом» и т.д.

Намеренно в начале дается и отталкивающий портрет безобразного рыжего Иуды.

Во всем писатель подчеркивает двойственность своего героя: во внешнем облике, в его речах (споры с Фомой), в действиях (мнения о нем окружающих, поступки).Следуя за своим великим учителем Ф.М.Достоевским, Л.Н.Андреев подчеркивает мысль о двойственной природе человека.

Иуда утверждает, что он любит Христа больше, чем остальные ученики. Если остальные пассивны в своей любви к Учителю, то любовь Иуды активна и в то же время молчалива. Он один умеет угадать скрытые желания Христа и доставить ему самую большую радость: Иуда сам добывает в горах редкую лилию для Иисуса, что бы она напомнила ему родину (но просит Марию не говорить Учителю, кто ее принес), приносит на руках младенцев, чтобы Христос мог порадоваться на них.

Почему же Иуда все-таки предает Учителя?

Это главный парадокс: лжец, вечный притворщик Иуда в то же время искатель истины. Он губит Христа и погибает сам ради нее – ради истины. Именно так можно трактовать сущность драмы Иуды, происхождение его предательского замысла. Измена Иуды – это чудовищный, но необходимый для него эксперимент, который должен проверить его подозрения об учениках Христа, предположения о бессилии человеческой любви, о ничтожестве человека вообще. Иуда подозревает, что в каждом человеке в глубине прячется «всякая неправда, мерзость и ложь». «Разве это люди?» - жалуется он на учеников. Это его постоянный мотив, в котором заключено существо невысказанного несогласия, неявного спора Иуды с Христом.

Решить этот спор, подтвердить подозрения Иуды может только крайнее испытание. Если Христа выдать на смерть, отстоят ли, защитят ли, спасут ли его люди – ученики, верующие, народ? Какой на поверку окажется их любовь, верность, мужество? В этом острие проблематики произведения: оно задает вопрос об основных ценностях человеческого бытия, вопрос о том, на что способен человек, чего стоит его приверженность идеалам, его высшие чувства. Иуда создает экзистенциальную ситуацию – ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания

Причем важно отметить одно обстоятельство. Следя за ходом разноречий Иуды, мы постепенно начинаем понимать, что Иуде нежно не доказать, что ученики Христа, как и люди вообще, дурны, - доказать Христу, всем людям, а самому себе узнать, каковы они на самом деле, узнать их реальную цену. Иуда должен решить вопрос: обманывается ли он или прав?. У Иуды есть неутешительное знание людей, страшные подозрения, но есть и надежды на собственные заблуждения относительно природы человека. В этом его трагическая мука, в этом объяснение двойственности его поведения, того, что «одной рукою предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал возможность расстроить собственные планы».

Исход эксперимента не оставляет ему никакой надежды. Люди оказались бессильны, ничтожны, беспомощна их любовь, ненадежна их верность. Отступился от Христа Петр, ничего не сделали другие ученики, выдала Иисуса толпа. Иуда убеждается в правоте своего презрения к людям. Он «ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть». Т.о., Иуда приходит к выводу, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество, если даже Иисус Христос в трудный час остался без поддержки.

 

Ш группа: Причины предательства Иуды с точки зрения первохристианских церковных преданий. 

 

(Предполагаемый ответ)

Поступку Иуды можно найти и другое объяснение. В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда Предатель, продавший Христа за 30 сребреников, символ всего подлого, безобразного и преступного в человеке, Иуда – чудовище телом и духом. Таков Иуда церковного предания, запечатленный в каноническом Евангелии.

И совершенно другой Иуда, сохраненный христианскими еретиками первых веков. Иуда, сохранившийся в этих учениях, является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из всех учеников Христа, т.к. принесение Христа в жертву требует, чтобы рука первосвященника была тверда и чиста. Следовательно, только самый посвященный из апостолов может принять на себя бремя заклания – предательство. Этому апостолу передает свою силу – кусок хлеба, омоченный в соль, - причастие иудино.

Этот образ человека, достигшего высшей чистоты и святости, который добровольно принимает на свою душу постыдное преступление как подвиг высшего смирения, возник еще в Индии.

В индусских поэмах, посвященных жизни и учению Кришны, Иудой является величайший ученик Кришны – царевич Арджуна. Кришна сам проводит его через целый ряд испытаний, заставляя сражаться против друзей, наставников и предков, заставляя предательски убить божественного старца Бхшиму – главу его рода – из-за  спины женщины, умертвить его наставника Дрону и.т.д., наконец, требует чтобы Арджуна предал его самого, Кришну, людям, преследующим его.

И Арджуна сам привязывает Кришну к дереву и первым пускает в него стрелу.

Тогда наступает последнее испытание Арджуны. Для царевича уготовано первое место на небе, которое он заслужил свое святостью, но если он согласится спуститься в ад и остаться там до скончания веков, то Кришна изведет оттуда всех, томящихся там.

Арджуна спускается в ад, освобождает всех грешников, а сам остается в аду.

Т.о., учение об Агнце, принимающем на себя грехи мира (или о «козле отпущения»), переносится на Иуду-Арджуну как на истинного козла отпущения вселенской очистительной жертвы.

Если с этой точки зрения посмотреть на Иуду, то становится вполне понятным и традиционный взгляд на Иуду. Так, для того чтобы Иудина жертва была полна, она должна быть запечатлена как преступление в самом Евангелии, чтобы миллионы людей из рода в род проклинали Иуду.

 

VI. Обобщения и выводы (в сильном классе делают учащиеся, в слабом  - учитель).

 

- После выхода в свет произведения в адрес Л.Андреева посыпались обвинения в оправдании предательства. Согласны ли вы с этим утверждением?

 

(Предполагаемый ответ)

Л.Н.Андреев воспринял от своего великого учителя Ф.М.Достоевского, высочайшую меру нравственной требовательности к человеку, к его сознанию личной ответственности. Повесть «Иуда искариот» отнюдь не снисхождение к предательству, тем более не оправдание его. Более того, повесть – непримиримое неприятие неявного, неочевидного, неподсудного предательства – молчаливого попустительства ему. Самые яркие события произведения те, которые рассказывают о произошедшем после распятия. Л.Андреев как предателей судит всех, кто молчит и бездействует перед лицом предательства. Именно в этом заключается основной идейный пафос произведения.

 

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Только человек ответственен за добро и зло».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Уроки литературы | Добавил: ukazzka (15.11.2009) | Автор: ukazzka
Просмотров: 6837 | Комментарии: 2 | Теги: Л.Андреев, 11 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Не поняла, о чем вы? Ах, о сочинении, так это задание к уроку, который проводит учитель. Никто вас и не просил писать сочинение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время на сайте

Форма входа

О погоде

Поиск

Учительский портал
3500 разработок для учителя

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
  • Сайт "Мир символа"
  • Сайт "Про школу"
  • Сайт "Буквица"

  • Всё для школьника
    KNOWED.RU - Все для Школьника и Студента!

    Uroki.net

    Друг и помощник
    Сеть творческих учителей

    Вкладки

    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz