Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
21.08.2017, 20:40
Содружество
Главная Методика и опыт Регистрация Вход
Меню сайта

Облако тегов
Магнитогорск каталоги Коллекции музыка фонтан город ИОСО Л.Андреев образовательные ресурсы И.А.Бунин исследование образование модульная технология Булгаков Мастер и Маргарита 5 класс Кабинет информация проекты Веб-квест интерактивный ресурс тренажер интерактивный плакат О доблестях о подвигах о славе... Серебряный век классика проект символика символика произведения проектная технология Классный наш класс мифология воспитание модель воспитательной системы воспитательная система классное самоуправление С.Есенин А.Блок Романсы Стихи тесты по литературе В.Маяковский деепричастие мороженое Классный час ЛИТЕРАТУРА литературная гостиная картины интерактивная игра М.Цветаева Шопен бетховен Гендель цветаева Реквием Моцарт морфология 11 класс Ахматова подготовка к ЕГЭ лекция мультимедиа мультимедийный ресурс Историческая лирическая народная М.Ю.Лермонтов видео по стихам контрольный тест Дополнение обстоятельство Определение виртуальная экскурсия Бунин Безличные назывные неопределенно-личные определенно-личные дополнения обстоятельства обобщающие слова однородные определения 8 класс гоголь А.А.Фет А.С.Пушкин анализ текста обучающее видео Древняя Русь житие летопись княз Игорь СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ князь Игорь древнерусская литература Боян военная литература война в литературе

Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Для учителя » Уроки литературы

"Если душа родилась крылатой..." Художественный мир М.Цветаевой
                                           Тема урока: «Если душа родилась крылатой…»
Цели: 1. Открыть учащимся путь в художественный мир М.И.Цветаевой, познакомив с жизненными и творческими исканиями поэта.
         2. Формировать умение видеть за стихотворными строками глубокий художественный мир поэта, красоту художественных образов.
         3. Воспитывать любовь и внимание к поэтическому слову.
Оборудование: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор, экран) классная доска;
Дидактические материалы к уроку: презентация; выставка книг М.И.Цветаевой; музыкальные произведения.
                                                                       Ход урока.
                                                                                                                                                 Эпиграфы к уроку:
                                                                                                                       Трудно говорить о такой безмерности,
                                                                                                                        как поэт. Откуда начать? Где кончить?
                                                                                                                        И можно ли вообще начинать и кончать,
                                                                                                                        если то, о чем я говорю:
                                                                                                                        Душа – есть всё – всюду – вечно.
                                                                                                                                                  М.И.Цветаева
 
 
                                                                                                                          Я не люблю жизни как таковой,
                                                                                                                          для меня она начинает значить,
                                                                                                                          т.е. обретать смысл и вес,
                                                                                                                         - только преображенная,
                                                                                                                         - т.е. в искусстве.
                                                                                                                                              М.И.Цветаева
 
На экране – протрет Марины Ивановны Цветаевой. Звучит концерт № 2 С.В.Рахманинова, на фоне музыки - слова.
 
В е д у щ и й. В декабре 1920 г. в заснеженной Москве, в переполненном зале Поли­технического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появ­лялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Пуб­лика заметно скучала. Как вдруг... словно из темноты студёной ночи, явилась взору насторожённо притихшего зала женщина в чёрном, похожем на облачение монахи­ни платье, в стоптанных валенках, с во­енной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реак­цию у рафинированной части зрителей.
 
2-Й В Е Д У Щ И Й. Я расскажу тебе — про великий обман: Я расскажу тебе, как ниспадает туман На молодые деревья, на старые пни. Я расскажу тебе, как погасают огни В низких домах, как — пришелец египетских стран — В узкую дудку под деревом дует цыган. Я расскажу тебе — про великую ложь: Я расскажу тебе, как зажимается нож В узкой руке, как вздымаются ветром веков Кудри у юных — и бороды у стариков. Рокот веков. Топот подков. 1-й ведущий. Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литера­турная Москва. Многие знали или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторо­нится общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчужде­нии. И поэтому её появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему. И не на то мне пара крыл прекрасных Дана, чтоб на сердце держать пуды. Спелёнатых, безглазых и безгласных Я не умножу жалкой слободы. Быть может, читая эти стихи в Поли­техническом музее, она вспоминала о том, что уже выпало на ее долю, предсказывала то, что еще будет то, вспоминала близких и любимых, тех, которых уже отняла жестокая судьба и тех, кого ей еще предстояло потерять.

Звучит песня «У зеркала» (исп. А. Пугачёва)

1-й чтец:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(слышен звон колоколов)
 
Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева. Рябина навсегда вошла в её стихи. Пылающая и горькая на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. 2-й ведущий. В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием:

2-й чтец:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет;
Моим стихам о юности и смерти,
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
 
3-В Е Д У Щ И Й. «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через 100 лет», - писала Цветаева. Утечет много воды и не только воды, но и крови, потому что жизнь М. Цветаевой, её творчество пришлось на 30-ые годы катастрофического ХХ века. 1-й ведущий. И чем дальше мы уходим от года её смерти, тем лучше помним её судьбу. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории её жизни и любви.

Звучит «Вальс» Шопена
 
2-Й В Е Д У Щ И Й. Отец Иван Владимирович Цветаев родился в трудолюбивой и дружной семье. Росли без матери, в бедности: ходили босиком и пару сапог берегли, обувая их лишь в город. В 29 лет отец был уже профессором Московского университета. Он начал свою ученую карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе - осках, для чего исходил Италию и на коленях излазил земли вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая и расшифровывая древние письмена. Это дало ему европейскую известность. Российская академия присудила ему премию «За учёный труд на пользу и славу Отечества». Болонский университет в свой 800-летний юбилей удостоил отца докторской степени. Иван Владимирович – великий, бескорыстный труженик, создатель первого в дореволюционной России государственного музея изобразительных искусств, ставшего ныне культурным центром мирового значения. 3-й ведущий. Ближайшим сотрудником моего отца была моя мать Мария Александровна, урождённая Мейн. Она вела всю его обширную иностранную переписку. А ещё она была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого Рубинштейна. 1-й ведущий. Своих детей Цветаевы растили не только «на сухом хлебе долга», они открыли им глаза на никогда не изменяющее человеку чудо природы, одарили многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок. Дали им в руки лучшие в мире книги.
 
3-й чтец (Цветаева):
 
Пушкин – моё первое потрясение и первая моя любовь в литературе. Пушкин был мой первый поэт и моего первого поэта - убили…, я поделила мир на поэта - и всех. Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям-
Нет места. В изглавье, в изножье,
И справа и слева - ручищи по швам-
Жандармские груди и рожи
Кого ж это так – словно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет! С проходного двора-
Умнейшего мужа России.
 
2-Й В Е Д У Щ И Й. Пушкин для Цветаевой – гений полёта, бега, борьбы и … любовь. Любовь – нежность, любовь – страсть, любовь – трагедия. Но всегда стремление к нравственной чистоте, нравственной победе, к самоочищению. Вот что поэтесса писала о пушкинской Татьяне: «У кого из народов такая героиня: смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая – и любящая. Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Все козыри были у неё в руках, чтобы отомстить, чтобы унизить, втоптать в землю Онегина, она всё это уничтожила только одной обмолвкой: «Я вас люблю,- к чему лукавить?»
 
3-Й В Е Д У Щ И Й. А потом в жизни Цветаевой были другие поэты, её спутники, её учителя, её друзья, которые любили её даже за промахи и искренне радовались её успехам.(Бетховен «Лунная соната») Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными, но оказался «пасынком» среди них, был отвергнут ими, предан и мучительно умер.

4-й чтец:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ,
Имя твоё пять букв! ..
Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.
 
1-Й В Е Д У Щ И Й. Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви».
1-й чтец:
О Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё в придачу.
 
2-В Е Д У Щ И Й. Говорят, судьбу не выбирают. У М.Цветаевой сложилось так, что счастье и горе постоянно шли рядом. В 1906 году умерла горячо любимая мать, через 7 лет - затравленный властями отец. 3-й ведущий. В январе 1912 года Марина выходит замуж за Сергея Эфрона. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной. Первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами. Она много писала, вдохновленная Эфроном, потому что не просто любила, она благотворила мужа.

3-й чтец (Цветаева):
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом по стеклам.
Чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим! Любим! Любим!
Расписывалась радугой небесной.
 
1-Й ИВ Е Д У Щ И Й. 5 сентября 1912 года родилась их первая дочь Ариадна. А в 1914 года Сергей, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата милосердия. На несколько лет – томительная разлука. 2-й ведущий. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессы; бедствие народа – вот что пронзало её душу.
4-й чтец:
Мать крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои горы!
 
3-В Е Д У Щ И Й. В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без враждебности и раздражения. Всей своей душой она была на стороне голодных и демонстративно подчёркивала: «Себя причисляю к рвани!» Существует мнение, что политика была ей чужда. Конечно, Цветаева не занималась политикой, но, как незаурядная личность, она ощущала трагизм революционных событий, не принимая жестокости, насилия, убийств… 1-й ведущий. 1917 год – это ещё и год рождения второй дочери, а затем гражданская война, снова надолго разлучившая Марину и Сергея. Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой Армии. А Марина почти три года жила в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету: «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля…весь запас». А на руках две дочери: Ариадна – старшая, и Ирина – трёх лет. Она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех. Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года, в самое тяжёлое, голодное время, Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20 – го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.
(Бетховен, соната № 8)

3-й чтец (Цветаева):
Моей крошечке, моей безвременно ушедшей доченьке я посвятила стихотворение «Две руки»:
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову,
Были - по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
 
 2- Й В Е Д У Щ И Й. Душа поэтессы разрывается от боли и тревоги не только из-за того, как сложится её дальнейшая жизнь (муж в эмиграции, связи с ним нет), но и за будущее России, раздираемой всеобщей братоубийственной ненавистью. Как ни удивительно, никогда она не писала так вдохновенно, напряжённо и разнообразно. Но голос её резко изменился: из стихов навсегда ушли прозрачность, лёгкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором.
 
2 –й чтец:
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей ладони горстка пепла.
 
(звучит песня на стихи М. Цветаевой « Реквием» в исп. А. Пугачёвой ).
 
3-Й В Е Д У Щ И Й. С 1912 по 1920 годы Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Знали её лишь завзятые любители поэзии. Для поэта это подлинная трагедия. 1-й ведущий. Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обречённого. Он не мог вернуться в Россию. Марина делает решительный шаг: в1922 году едет с дочерью к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. 2-й ведущий. Так началась её 17-летняя Одиссея за рубежом – сначала недолго – Германия, потом - Чехия, где они прожили более трёх лет. Здесь, в Чехии, в 1925 году родился у них сын Георгий. В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло». Но вновь судьба замкнула её выход к читателю.
 
2- В Е Д У Щ И Й. И, наконец, Франция.… Здесь Марина прожила тринадцать с половиной лет. В 1926 году в одном из парижских клубов состоялся её литературный вечер, который принёс ей триумф, известность, но и одновременно зависть и нелюбовь очень влиятельных людей. В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Горькое чувство безысходности усилилось тоской по родине.
 
3-й чтец (Цветаева):
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Друг! Дай мне руку – на весь то свет!
Здесь – мои обе заняты.
 
1-Й В Е Д У Щ И Й. Эту руку с того родного света, из России, протянул ей Борис Пастернак. Свершилось чудо: 27 июля 1922 года почтальон принёс Марине письмо. (на фоне музыки Шопена «Экспромт – фантазия»)
 
4-й чтец (Пастернак): Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе читал брату Ваше -! «Знаю: умру на заре!» и был перебит подкатившейся к горлу волной рыдания. Вы – несравненный мой поэт! 2-й ведущий. Два человека – он и она! – разновозрастных, равномощных в даровании своём обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как в самом крепком из земных объятий. 4-й чтец (Пастернак): Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение. Какие удивительные стихи Вы пишете! Вы – большой поэт!
3-й чтец (Цветаева):
Рас-стояния: вёрсты, мили
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояния: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли
В две руки развели, распяв,
Но не знали, что это сплав
Который уж, ну который – март?
Разбили нас – как колоду карт!
Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом, благодаря Вам.
(Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной» сл.М.Цветаевой, муз. М. Таривердиева)
 
3-Й В Е Д У Щ И Й. Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали и запоминали. 18 июня 1939 года Марина вместе с сыном вернулась в Россию. Муж и дочь – двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре мужа. Семья Цветаевой – Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными преступниками. 1-й ведущий. Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств существования. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Марина занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник её стихов, но и он был отвергнут.
 
3-й чтец (Цветаева): Москва меня больше не вмещает, мне здесь не нашлось места. Я не могу вытравить из себя чувство права… Мой отец основал музей Изящных искусств – один на всю страну. О себе говорить не буду… . Нет, всё-таки скажу: «однако там что-то есть» (показывает на лоб )
 
2-Й В Е Д У Щ И Й. В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу на Каме. В Елабуге навис ужас остаться без работы. Марина снова едет в Чистополь; получив согласие на прописку, она оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую для литераторов. 26 августа 1941 года». (на фоне музыки Г. Генделя «Сарабанда»)
 
3-й чтец (Цветаева): Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - всё меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть…
3-Й В Е Д У Щ И Й. Состояние безысходности привело её к гибели. 31 августа1941 года она покончила с собой. 3-й чтец (Цветаева): «Ничто не держит меня, не за что держаться – простите мне эту печальную, суровую игру слов». Знаю, умру на заре! На которой из двух?
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу
 
1-Й В Е Д У Щ И Й. Марина Цветаева погибла, когда реальная жизнь, оттеснив жизнь Духа, одержала победу. И никто не захотел (или не сумел?) поддержать огонь этой души. Погас огонь любви – перестали писаться стихи – ослабла воля к жизни. И тогда стихия Смерти увлекла Цветаеву за собой.
 
2-й чтец:
Рябину рубили зорькою.
Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками…
Рябина! Судьбина русская.
 
Звучит «Реквием» Моцарта.
Литература:
1. М.Цветаева. Избранное /Сост., коммент. Л.А.Беловой. – М., Просвещение, 1989.- 367с.
2. Кисловская Е.С. Красною кистью рябина зажгдась… // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1990, №.6 3. Материалы сайтов: · http://slova.org.ru/cvetaeva/about/ · www.dommuseum.ru · http://vvv.srcc.msu.su/asa/lit/mc.html
Категория: Уроки литературы | Добавил: ukazzka (02.02.2010)
Просмотров: 6418 | Комментарии: 1 | Теги: М.Цветаева, 11 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время на сайте

Форма входа

О погоде

Поиск

Учительский портал
3500 разработок для учителя

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
  • Сайт "Мир символа"
  • Сайт "Про школу"
  • Сайт "Буквица"

  • Всё для школьника
    KNOWED.RU - Все для Школьника и Студента!

    Uroki.net

    Друг и помощник
    Сеть творческих учителей

    Вкладки

    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz