Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
22.10.2017, 22:20
Содружество
Главная Методика и опыт Регистрация Вход
Меню сайта

Облако тегов
Магнитогорск каталоги Коллекции музыка фонтан город ИОСО Л.Андреев образовательные ресурсы И.А.Бунин исследование образование модульная технология Булгаков Мастер и Маргарита 5 класс Кабинет информация проекты Веб-квест интерактивный ресурс тренажер интерактивный плакат О доблестях о подвигах о славе... Серебряный век классика проект символика символика произведения проектная технология Классный наш класс мифология воспитание модель воспитательной системы воспитательная система классное самоуправление С.Есенин А.Блок Романсы Стихи тесты по литературе В.Маяковский деепричастие мороженое Классный час ЛИТЕРАТУРА литературная гостиная картины интерактивная игра М.Цветаева Шопен бетховен Гендель цветаева Реквием Моцарт морфология 11 класс Ахматова подготовка к ЕГЭ лекция мультимедиа мультимедийный ресурс Историческая лирическая народная М.Ю.Лермонтов видео по стихам контрольный тест Дополнение обстоятельство Определение виртуальная экскурсия Бунин Безличные назывные неопределенно-личные определенно-личные дополнения обстоятельства обобщающие слова однородные определения 8 класс гоголь А.А.Фет А.С.Пушкин анализ текста обучающее видео Древняя Русь житие летопись княз Игорь СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ князь Игорь древнерусская литература Боян военная литература война в литературе

Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Для учителя » Уроки литературы

Трагедия «легкого дыхания». Концепция мира и человека в творчестве И.А.Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Конспект урока литературы

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса» города Магнитогорска

Учитель: Логинова Татьяна Владимировна

Класс: 11

Тема учебного занятия: Трагедия «легкого дыхания». Концепция мира и человека в творчестве

И.А.Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок-исследование

 

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся как к опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание собственного опыта обучающегося по рассматриваемой  теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт в научно-значимые образцы.

Таким образом, целью личностно-ориентированного урока будет создание условия для проявления познавательной и творческой активности обучающегося, эффективное накопление и обогащение каждым ребенком своего личностного опыта.

 

Цели учебного занятия:

1. Проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и места человека в нем.

2. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию.

3. Помочь учащимся в осознании себя как личности, в понимании себя как части большого сложного мира.

 

Оборудование: портрет И.А.Бунина, выставка книг (разные издания рассказа «Легкое дыхание», иллюстрации учащихся к рассказу.

Эпиграфы к уроку:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного.

И.А.Бунин

… для Бунина … искусство -

«молитва, музыка, песня

человеческой души.

В.Я.Линков

                                                                     Ход учебного занятия:

 

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

 II. Слово учителя (стихи читают заранее подготовленные учащиеся):

Один из сборников рассказов и повестей И.А.Бунина начинается рассказом «Роза Иерихона». Писатель рассказывает о том, что на Востоке в древности в знак веры в жизнь вечную, в Воскресение из мертвых, клали в гробы, в могилы Розу Иерихона (дикий волчец). И сам удивляется, что такое название дали клубку сухих, колючих стеблей, очень похожих на знакомое перекати-поле. Это растение, сорванное и унесенное за тысячи верст от свое родины, годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положено в воду, тотчас распускается, дает мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается; нет в мире смерти, нет разлук и потерь, доколе жива душа, Любовь и Память.

И сегодня, читая произведения И.А.Бунина, мы воскрешаем «душу, Любовь и Память» писателя, который «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира погрузил в

«живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности» и произрастил «заветный злак», чтобы в нас «не иссякала эта влага, не оскудело и не иссохло сердце».

Мы уже знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав свою высокую миссию на земле:

Ищу я в мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон,

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

или

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве. Но Бунин не просто бытописал, он был философом. С годами сложилось его удивительное видение мира, понимание человеческого счастья:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако.

Давно

Слежу за ним...

              Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело. Гул молотилок слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...

Эта способность всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение ею, неизбежно привела Бунина к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти:

Погост, часовенка над склепом, Венки, лампадки, образа. И в раме, перевитой крепом,

-Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом Внутри часовенка горит.

«Зачем я в склепе, в полдень, летом?» -Незримый кто-то говорит.

 

Кокетливо-проста прическа

И пелеринка на плечах...

 А тут повсюду - капли воска

И банты крепа на свечах.

 

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

Это стихотворение - своеобразная поэтическая иллюстрация к известному рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание», о котором пойдет речь сегодня на уроке.

III. Творческая история рассказа.

Сообщение учащегося:

История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне конкретного житейского события - девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.

Учитель: И сегодня наша задача как исследователей попытаться увидеть рассказ как эстетически претворенное авторское чувство жизни, авторское видение мира и человека в нем.

IV. Работа с текстом рассказа.

- Итак, о чем этот рассказ? (О жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской).

 

- Что же больше интересует Бунина: жизнь или смерть? (И то, и другое - Бунин не разделяет эти две ипостаси. Он писал: «Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям принадлежу и я».)

 

- Как эта мысль нашла свое художественное выражение в рассказе? (Ни одна из ипостасей бытия - ни жизнь, ни смерть - не оставлена Буниным без внимания, ни одна из них не перевешивает: на Соборной улице - гулянья, по Соборной улице «маленькая женщина в трауре» направляется на кладбище; в городском саду - каток, веселье, розовость - городское кладбище уподоблено низкому саду. Т.о., жизнь представлена писателем во всей ее полноте).

 

- Перечитайте начало рассказа: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель: дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

 

- Обратите внимание на возникающие образы, на само построение фразы. (Перед нами -образы-символы, противопоставленные друг другу: крест (смерть, судьба) - глаза девушки (жизнь). Обращают на себя внимание и определения: крест - из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Определения стоят после определяемого слова и интонационно выделяются: после каждого слова невольно делается пауза, слова становятся тяжелыми, как этот крест, словно вбиваются в землю - так тяжело давит человека судьба, от нее не удалось уйти даже такой «поразительно» живой девушке, как Оля Мещерская.)

- Значит, судьба Оли была заранее предопределена? Чем же? Давайте выясним. Что мы узнаем об Оле из начала рассказа? (Вначале Оля мало чем отличалась от своих сверстниц. «Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам... В 15 лет она уже слыла красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, почему-то никого не любили так младшие классы, как ее»).

 

- Объясните это «почему-то». За что так любили Олю малыши? (Она была естественная, живая, искренняя. Как гласит народная мудрость, собак и детей обмануть нельзя).

 

- Олю переполняло ощущение полноты жизни, чувства жизни, т.е. то самое «легкое дыхание», о котором она рассказала своей подруге. Почему же для такой девушки вдруг оказался возможен неприятный эпизод с Малютиным? (Чувство жизни, по Бунину, - это стремление узнать, попробовать все, это стремление в полной бытийной полноте, к полному знанию жизни. Но, стремясь к этому, человек отказывается от рефлексии, теряет в себе «умственное», отдает себя во власть стихии и на этом пути может произойти как бы возврат к себе, т.е понимание своей сути. Вот так внезапно ощутила себя Оля, и то, что глянуло оттуда, из глубин сознания, ошеломило ее и потрясло. Встреча с Малютиным на самом деле для Оли оказалась первой встречей с собой. После этого она записала в дневнике: «Я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход»).

- Какой? (Умереть, наказать себя, и она провоцирует казачьего офицера на выстрел - это своеобразное самоубийство)

 

-Так что же стало причиной гибели Оли Мещерской? (Учащиеся озвучивают свои варианты ответов)

 

- Вспомните, что Оля пишет в начале той дневниковой страницы? (Она пишет о том, что была счастлива, потому что была одна).

 

- Почему? Ведь она выглядела такой счастливой, когда веселилась на балах, бегала на переменах? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

 

- Вспомните знаменитую фразу В.Шекспира о мире и людях в нем. («Весь мир театр, и люди в нем актеры»).

 

- Как понимать эти слова великого драматурга? (Каждый человек в этом мире играет свою роль, только ему предназначенную - роль ребенка, ученика, родителя...).

 

- А Оля? Какую роль должна была играть она? (Для начальницы гимназии - она только ученица: как начальница начинает свой разговор, не глядя на девушку; для Шеншина - предмет воздыхания, для родителей - послушная дочь, для Малютина, играющего роль Фауста, -Маргарита, для казачьего офицера - будущая жена.)

- Заметьте, даже «космос» ее «раскладывает» ее полкам: небо и земля делят между собой «составные части» одной прекрасной жизни - Олину душу, ее «легкое дыхание» принимает небо; Олино тело — земля. Так в чем же вина Оли Мещерской, за что она наказана? (Самая тяжкая вина Мещерской в том, что она живет, а не исполняет роль живого существа).

 

- Бунин приходит к грустному выводу: быть предельно живым - значит быть предельно обреченным.

 

- А какой представлена среда, в которой живет Оля? ( Среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного, «повышенного» чувства жизни. Тут и возраст строго определен: или детство, иди отрочество, или юность. Либо ребенок, либо подросток, либо старец. А Ольга не укладывается в эти рамки: уже девушка, а еще в игры играет, Бунин усматривает в этом очевидный вызов мироустройству, системе. Но смешение этапов - смерти подобно: играла с Малютиным - и была обесчещена, играла с казачьим офицером - и была убита).

 

- Так каково же понимание Буниным сути человека? (За описанными событиями просматривается философия писателя: человек не вещь и не состояние, а процесс возможностей.)

 

- Понимают ли это окружающие, общество? (Нет, общество еще не готово к восприятию подобной - движущейся - многозначности человека. Обществу нужен «момент», «фаза», «черта», словом, обстановка. А человек - существо переменчивое. Бунинское «легкое дыхание»

- это «недуманье», это когда не знаешь, что дышишь - жизнь без усилия жить. И только не ломая своей натуры, безоглядно подчинив себя естественному ходу вещей, т.е. не силясь измениться, человек действительно меняется. Такова Оля Мещерская.

 - Вспомните расстановку персонажей в произведениях Льва Николаевича Толстого. Каким способом Толстой дает нам возможность увидеть характер того или иного героя? Например,

Наташи Ростовой? (Толстой постоянно показывает нам героя в восприятии других людей: например, Наташу мы видим глазами А.Болконского, П.Безухова, В.Денисова, кн.Марьи).

 

- Т.е. у Толстого все герои взаимосвязаны, человек - это люди. А у Бунина? (У Бунина каждая фигура отгорожена от другой каким-то внутренним пространством, хотя они участвуют в одной сцене; все они выстраиваются наподобие галереи).

 V. Вывод (делает учитель в слабом классе; в сильном - делают сами учащиеся):

 - Таким образом, мы подошли к самому главному: к видению Буниным человека в этом мире. У Бунина, в отличие от его великих предшественников, человек - это только человек. И бунинский человек - одинокий среди бездны. И «Легкое дыхание» - плач по исчезающему общению. В преддверии истории - символический знак одиночества - дуб; в конце повествования - зябнет среди памятников маленькая женщина в черном - существо, еще более одинокое, чем мертвая. Пред нами картина распавшихся контактов, расторгнутых союзов. И сегодня бунинский рассказ звучит как обращение к нам, обращение с просьбой вспомнить о том, что каждый из нас - драгоценная часть вселенной, яркая жемчужина на теле земли, и мы должны беречь и бесконечно уважать каждую индивидуальность.

 VI. Домашнее задание.

1. Индивидуальное: прочитать несколько рассказов из цикла «Темные аллеи» и подготовить общую характеристику цикла, ответив на вопрос: какие оттенки любовного чувства воспроизводит писатель?

2. Всем: Прочитать рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник». Подумать, как смысл рассказа воплотился в его названии?

 

 

 

 

 


Категория: Уроки литературы | Добавил: ukazzka (15.11.2009) | Автор: ukazzka
Просмотров: 18680 | Комментарии: 1 | Теги: исследование, И.А.Бунин, 11 класс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время на сайте

Форма входа

О погоде

Поиск

Учительский портал
3500 разработок для учителя

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
  • Сайт "Мир символа"
  • Сайт "Про школу"
  • Сайт "Буквица"

  • Всё для школьника
    KNOWED.RU - Все для Школьника и Студента!

    Uroki.net

    Друг и помощник
    Сеть творческих учителей

    Вкладки

    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz