Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
21.08.2017, 20:34
Содружество
Главная Методика и опыт Регистрация Вход
Меню сайта

Облако тегов
Магнитогорск каталоги Коллекции музыка фонтан город ИОСО Л.Андреев образовательные ресурсы И.А.Бунин исследование образование модульная технология Булгаков Мастер и Маргарита 5 класс Кабинет информация проекты Веб-квест интерактивный ресурс тренажер интерактивный плакат О доблестях о подвигах о славе... Серебряный век классика проект символика символика произведения проектная технология Классный наш класс мифология воспитание модель воспитательной системы воспитательная система классное самоуправление С.Есенин А.Блок Романсы Стихи тесты по литературе В.Маяковский деепричастие мороженое Классный час ЛИТЕРАТУРА литературная гостиная картины интерактивная игра М.Цветаева Шопен бетховен Гендель цветаева Реквием Моцарт морфология 11 класс Ахматова подготовка к ЕГЭ лекция мультимедиа мультимедийный ресурс Историческая лирическая народная М.Ю.Лермонтов видео по стихам контрольный тест Дополнение обстоятельство Определение виртуальная экскурсия Бунин Безличные назывные неопределенно-личные определенно-личные дополнения обстоятельства обобщающие слова однородные определения 8 класс гоголь А.А.Фет А.С.Пушкин анализ текста обучающее видео Древняя Русь житие летопись княз Игорь СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ князь Игорь древнерусская литература Боян военная литература война в литературе

Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Проектная деятельность » Теория вопроса

Об особенностях оценивания проектной деятельности
1. Почему в современной системе образования активно используется проектная методика?

Среди многообразия новых педагогических технологий в современной системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, проектная методика является ведущей, так как легко вписывается в существующую классно-урочную систему и позволяет успешно решать задачи, поставленные перед учителем Государственной программой обучения. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное, творческое и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

2. Что проектная методика предлагает вместо традиционной отметки?

Цель любого проекта – спланировать, смоделировать ученическую деятельность, в которой ученик разовьёт определённые способности или приобретёт определённые знания, а значит, этот проект не может не содержать инструмента, проверяющего достижение цели. Действительный результат наших усилий может показать нам только сравнение цели и промежуточного результата. Это сравнение и есть оценка– показатель достижения запланированных результатов, а также незапланированных изменений в процессе учебной деятельности учащихся. Проектная методика отказывается от отметки – графического отражения оценки, условного цифрового сигнала, который ещё требуется расшифровывать, причем правила толкования отметок, к сожалению, часто не совпадают у учителя, ученика, родителей. Вместо условных сигналов, не способствующих развитию личности, проектная методика предлагает воодушевляющие оценки индивидуальных достижений, помогающие устранять затруднения. Конечно, универсальных показателей, на основании которых можно разработать подходящую для любого проекта шкалу оценивания, не существует, как, впрочем, нет и четких рекомендаций, какие таблицы с критериями нужны для планирования и проектирования самостоятельной работы учеников.

3. Какая роль в проектной методике отводится критериям оценивания?

Критерии оценивания – четкие эталоны, положения, с помощью которых собственно и осуществляется оценивание, учителю необходимо разработать самостоятельно, а иногда и совместно с учениками. Четко сформулированные критерии оценивания являются своего рода соглашением о "правилах игры", то есть содержат перечень признаков, по которым на защите будут оцениваться результаты ученических проектов. Именно хорошо разработанные учителем критерии оценивания мотивируют учащихся получать знания, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее, помогают избегать конфликтных ситуаций, так как в значительной степени снижают стрессовый характер обучения. Отсутствие же их может привести не только к некорректному оцениванию, но и к обесцениванию самой проектной деятельности: проект без четко разработанных критериев оценивания возможен лишь тогда, когда ни учителю, ни ученику не ясна цель, то есть его создают, не имея представления о том, что проектная деятельность не имеет ничего общего с самодеятельностью.4. Что необходимо учитывать при разработке критериев оценивания?

Разработка критериев оценивания – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного процесса. Разобраться в технологиях создания критериев оценивания будет проще, если конкретно обзначить, что нужно учитывать, вырабатывая критерии оценивания. Во-первых, следует помнить, что в основе любого оценивания лежат следующие принципы:

· Важность– оценивание только самых важных ожидаемых результатов;

· объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;

· открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;

· простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении. Во-вторых, критерии оценивания должны стать для учеников надёжной руководящей опорой для обеспечения действительной реализации целей проекта. Это произойдет только тогда, когда

· критерии оценивания будут разрабатываться после выбора цели всего проекта;

· критерии оценивания будут заранее известны ученикам;

· критерии оценивания будут максимально поддерживающими, стимул

ирующими полную (разностороннюю) работу по теме проекта;

· критерии оценивания будут поощрять творчество детей (к сожалению, часто критерии имеют « вычитательный »характер, то есть всегда указывается, за что можно потерять баллы, но крайне редко учитывается, за что можно получить дополнительные баллы);

· критериев будет достаточно много, «чтобы никто не застрял «около нуля»;Корректно оформленные критерии оценивания могут предъявляться в устной форме, записываться на доске, на бумаге или выводиться при помощи мультимедийного проектора на экран. В-третьих, одни и те же критерии не должны использоваться для проектов разного типа, поэтому для удобства предлагается следующая классификация проектов:

· информационный или исследовательский, целью которого является сбор информации;

· обзорный, позволяющий выявить причинно-следственные связи, значения событий;

· продукционный, имеющий на выходе конкретный продукт;

· организационный, предполагающий организацию дальнейшей деятельности.

· мультимедийный, позволяющий применять персональный компьютер для работы с текстом, со звуком, графикой, анимацией.

В-четвертых, критерии оценивания должны учитывать возраст учеников.

В-пятых, оценивается не сам ученик, а только его деятельность. А одним из компонентов деятельности является самооценка. Значит, должны быть критерии, при помощи которых учащиеся смогут дать себе содержательную и развернутую характеристику собственных результатов.

5. Почему в проектной методике большое значение уделяется самооценке?

Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности. Именно самоценка учеников помогает учителю собирать максимально много полезной оценочной информации, в частности о затруднениях учащихся на разных этапах выполнения проекта, что позволяет делать содержательную коррекцию образовательного процесса. Правильно организованная рефлексия позволяет создать положительный настрой, способствующий успешному выполнению проекта. Самооценке уделяется столь большое значение, потому, что, благодаря ей, постепенно становится всем понятно, что отметки, которые при традиционном обучении часто создают конфликтные ситуации, ничего не измеряют, а нужны только как стимулы, инструменты, которые дисциплинируют ученика в большей или меньшей степени. Очень многие дети учатся только для отметок, поэтому современные проектные технологии в сочетании с компьютерными возможностями полностью отказываются от отметок в роли «кнута и пряника», предлагая совершено иной подход к оцениванию.

6. Как в игровой форме можно оценивать отдельные этапы работы?

Любой исследовательский проект, обязательно включает в себя этапы проведения, причем успех всей проектной деятельности во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому очень важно отслеживать такую деятельность учащихся и оценивать ее шаг за шагом. Как уже говорилось выше, оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Можно предложить оцениванить какую- то стадию проекта и так, как представлено на рисунке 1 (см. ниже), где представленные критерии позволяют ученикам в непринуждённой, игровой манере самостоятельно оценить определенный этап своей работы, которая выполняется отнюдь не по принуждению и не под строгим надзором учителя. Удобство данного рисунка-схемы заключается еще и в том, что ученикам можно предложить при его помощи оценить свою работу (условно говоря) в самом начале, в середие и в конце. Особенно привлекательным для учащихся оказывается так называемый подбор критериев, который абсолютно неприемлем в традиционной системе оценивания. Часто ли ребенок может честно признаться учителю, что он, например, на данном этапе работы не мог сосредоточиться, потому что ему было скучно или утомительно? Предлагается ли ему вообще остановиться и подумать: а все ли выполняется правильно? Да и готов ли учитель, работающий традиционно, услышать оценку : «так себе», «не нравится», «не принимаю»? А ведь оценка такого рода содержит в себе куда больше информации для размышления, чем традиционные отметки «1», « 2», «3», «4», «5».

7. Как дифференцированно оценить вклад каждого ученика в работу?

Поскольку проектная деятельность – это командная работа, эффективность которой зависит от каждого участника, учителю следует помнить, что в каждом классе есть ученики, которые не смогут набрать много плюсов. Для них учитель вправе включить (и это не нарушает технологию) не только пункты, определяющие, что по программе ученик знает и умеет, но и те специфические показатели, которые дадут возможность подчеркнуть особые способности таких учеников. И тогда на защите проекта каждый будет знать, как многому он научился в процессе работы над проектом. Если критерии оценивания содержат достаточное количество пунктов, то все ученики получат много баллов, так что каждый почувствует, что он в чем-то отмечен как самый лучший, а в этом и заключается главный смысл разработки критериев оценивания : добытые знания и приобретенные умения получают общественное признание, то есть признаются ценными не только самим учеником, но и теми, кто с ним рядом. В качестве примера рассмотрим таблицу 1, где представлены критерии оценивания вклада в общую работу каждого члена команды.

 Критерии оценивания Всегда Часто Иногда

Никогда 

 1. Участвует в обсуждении ключевых вопросов    
 2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды    
 3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей.    
 4. Высказывает новые идеи.    
 5.Вносит конструктивные предложения.    
 6.Умеет выслушивать товарищей.    
 7.Тщательно обдумывает информацию.    
 8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи.    
 9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения .    
 10.Умеет выяснять, что непонятно.    
 11.Умеет принимать помощь товарищей.    
 12.Подбадривает и поддерживает товарищей.    
Таблица 1. Оценка вклада в работу каждого ученика.

Как можем видеть из таблицы, критерии, представленные в ней, содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.

8. Какие общие параметры можно использовать при оценивании финальной работы?

Вырабатывая критерии для самооценки, для оценки вклада каждого ученика в работу команды, педагог всегда помнит, что они помогают организовать деятельность ученика, создают условия для успешного завершения проекта. Одним словом, вся работа направлена на достижение цели всего проекта – на его финальный продукт, который нуждается в оценке. Несмотря на то, что у каждого проекта свои цели, а значит, и свои критерии оценки, мы попытались определить те общие параметры, с помощью которых можно оценивать финальную работу учеников:

· глубина понимания вопроса;

· полнота освещения;

· логичность изложения;

· оригинальность изложения;

· интересные художественные решения;

· оформление текстовой информации;

· культура речи.Если ученикам было дано задание, например, дать название своей команде, придумать символику, то, естественно, к общим критериям дополнительно добавляется еще два: «название команды» и «символика», дающие командам возможность заработать дополнительные очки.

9. Для чего нужна внешняя оценка?

Говоря об оценивании проектной деятельности учеников, нельзя не сказать о специальном оценивании одноклассников, или других заинтересованных лиц, приглашённых на защиту, то есть об организации внешней оценки. Конечно, если речь идет об учениках, которым предстоит выступать в роли внешних экспертов, то учителю предстоит проделать большую работу и объяснить им , что их функция не сводится к строгому контролю. Отслеживая вместе с учителем, что и как делают однокласники или ученики из параллельного класса, они на определенном этапе, если возникнет необходимость, в корректной форме оказывают помощь, например, советуют, как улучшить работу.

10. Какие выводы можно сделать, анализируя особенности оценивания ученических проектов?

Главная цель, которую ставит перед собой учитель, разрабатывающий критерии оценивания, - показать ученикам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам и какие изменения происходят в учебном процессе. Для этого процедура оценивания должна быть организована так, чтобы

· ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;

· ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;

· ученик получал обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели.

Автор: Ирина Логвина

По материалам сайта:http://ulej.edu.ee/index.php?option=com_content&task=view&id=52&Itemid=53

Категория: Теория вопроса | Добавил: ukazzka (15.12.2009)
Просмотров: 23485 | Комментарии: 6 | Теги: проектная технология | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 6
6  
Гляжу дисскусия набирает обороты, это разительно радует!
Недавно приобретал себе геймпады, джойстики, рули
по ссылке http://novitex.com.ua/2547-elektronnye-knigi/

5  
del plz erorr

4  
del plz erorr

3  
Бесплатно скачать софт по ссылке http://bit.ly/ePj7HO
MarketSamurai.0.86.14 Мастер продвижения сайтов
Fusion спамер
CMS «Satus» v2.64.3 для создания сателлитов и СДЛ проектов

ТИЦ 80 за АП бесплатно тут http://bit.ly/g7NG0M

2  
Ирина, это кто?

1  
Ирина, спасибо огромнейшее! Особенно за таблицу. Разрабатываю проект на конкурс, одно из условий написать "Принципы оценивания
(как рефлексия проведенной работы)". Ваши материалы мне очень помогли. Опубликую вашу таблицу, конечно, с активной ссылкой. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время на сайте

Форма входа

О погоде

Поиск

Учительский портал
3500 разработок для учителя

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал
  • Сайт "Мир символа"
  • Сайт "Про школу"
  • Сайт "Буквица"

  • Всё для школьника
    KNOWED.RU - Все для Школьника и Студента!

    Uroki.net

    Друг и помощник
    Сеть творческих учителей

    Вкладки

    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz